1 апреля – Вербное Воскресенье 2018: приметы, заговоры и обряды

Вербное воскресенье – важный праздник в жизни каждого верующего христианина. Этот праздник всегда отмечается на шестой неделе Великого поста, за 7 дней до того, как наступит Воскресение Христово.

В 2018 году Вербное воскресенье приходится на 1 апреля. Как и на многие другие важные дни церковного календаря, на Вербное воскресенье есть много примет и заговоров, так как каждый праздник имеет свою силу и даже магию.

Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Вербное Воскресенье: народные приметы, традиции и обычаи

Приметы на Вербное воскресенье

Главный атрибут праздника – это веточки вербы, которые освящаются в храме. Данный ритуал можно назвать главное традицией праздника, а потому именно вокруг вербы сконцентрировалось множество примет на Вербное воскресенье.

Так, к примеру, считается, что освященная верба должна храниться в доме, в вазочке без воды, близ икон. Такая верба защищает дом от злы духов, бед, болезней. Верба должна простоять вплоть до следующего аналогичного праздника, она не увядает и даже не осыпается.

Еще одна приметы гласит, что если накануне праздника на вербе распустятся почки, то год будет богатым на урожай, земля будет плодородной, а жизнь наполнится яркими и радостными событиями.

Так же, вербе, принесенной из храма, приписывают и целительные свойства. На Вербное воскресенье, когда люди поздравляют друг друга, они прикладывают ко лбу близкого человека вербочку, чтобы в течение года они не болели и пребывали в здравии. Также, из вербы делали разные целебные отвары, считалось, что если в таком отваре искупать младенца, то он будет расти здоровым и быстро развиваться.

Почки вербы носили как талисман юноши, чтобы он всегда был в хорошей физической форме, а юные девицы надевали такие талисманы для того, чтобы зачать дитя.

Если говорить про древние приметы, то на Вербное воскресенье нельзя было выгонять скот на улицу, так как бытовало поверье, что скот будет «атакован» злыми духами и испорчен.

Есть несколько пример на Вербное воскресенье, которые связаны и с погодными условиями:

  • В какую сторону буде дуть ветер в праздник, такими и будут предстоящие летние деньки;
  • Если праздничное воскресенье выдалось теплым и солнечным – то готовься собирать богатый урожай фруктов;
  • Если же Вербное воскресенье выдалось морозным, то «яровые хлеба хороши будут».

Верба олицетворяет приветствие Христа, так как когда он в этот день въехал во врата Иерусалим, его встретили взмахом пальмовой ветки, так было принято встречать царей и победителей. Поскольку на землях славян не растут пальмы, пальмовые ветки были заменены на веточки вербы.

Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Вербное Воскресенье: история, традиции и приметы праздника

Заговоры и ритуалы на Вербное воскресенье

Каждый церковные праздник, это возможность попросить у Бога о чем-то самом сокровенном, но в древности люди проводили различные заговоры и ритуалы, которые и по сей день используются для привлечения того, чего в жизни не хватает. Есть несколько простых ритуалов:

  1. Следует пустить освященную вербочку по воде, если она поплывет, значит, ждет человека достаток и благополучие.
  2. Если сжечь вербу, то так можно защитить свой дом от пожара и других бедствий, которые связаны именно со стихией огня.
  3. Для того, чтобы уберечь себя от болезней и обрести спокойствие души, следует вербу воткнуть в крышу дома.

Так же, кроме ритуалов, в Вербное воскресенье еще и «заговаривали». Для того, чтобы избавиться от недуга, укрепить здоровья, следует накануне праздника расчесать волосы, несколько своих волосинок надо опустить в воду, потом этой водой окропить вербу. Волосы отдают свою негативную энергию воде, а вода, впитываясь в землю, забирает все плохое, болезни, неудачи и так далее. Считается, что так человек очищает свое энергетическое поле и открывается для всего нового и хорошего.

Заговор на любовь

Всем юные девушки, которые мечтали встретить своего сужено и завести семью, выполняли заговор на любовь, который можно было проводить только на Вербное воскресенье.

Из прутиков вербы девушка должна сделать себе поясок и надеть его утром Вербного воскресенья. Считалось, что это как бы «брачный венец», который завлечет суженого. На восходе солнца надо отправиться в лес, и связать там столько веточек, сколько есть полных лет. Во время плетения пояска надо приговаривать следующие слова:

«Плету поясок, выплетаю, что делаю, то сама знаю. Свиваю поясок, свиваю счастье себе, р.Б. (имя), выплетаю. Да будет так! Так Богом велено, а мною, рабой Божию (имя), исполнено. Аминь! Аминь! Аминь!».

Когда пояс будет готов, надеть его и произнести:

«Да будет так! По слову Божьему!» 3 раза.

Пояс нельзя снимать до тех пор, пока солнце не сядет за горизонт. После этого поясок надо снять, положить в укромное место, чтобы он высох, а когда это произойдет, то его следует повесить у изголовья кровати как оберег любви.

Обряд на счастье и богатство

День Вербного воскресенья также прекрасно подходит для изменения своей жизни в лучшую сторону. Обряд на благополучие способен помочь сделать счастливым каждый день и избавиться от проблем.

Для обряда вам потребуется:

  • букетик освященной вербы;
  • три церковные свечи;
  • бумага и ручка.

Для начала подумайте о трех вещах, которых вам не хватает для счастья, и запишите их на бумаге максимально подробно. После нужно разделить букет вербы на три части, наговорив на каждую: «Как верба росла, ветвями к солнцу тянулась, а после — в моих руках оказалась, так и счастье мое растет, тянется, в моих руках окажется!»

После положите заговоренные части вербы под три свечи и зажгите их со словами: «Как свеча горит, так и удача моя летит! Как догорит свеча — удача встанет возле плеча».

Далее нужно дать свечам догореть, наблюдая за их пламенем: какая свеча сгорит быстрее, то желание и должно исполниться в первую очередь. Когда свечи потухнут, нужно соединить огарки в один и собрать вербу в один букет. Веточки вербы и огарки свечей необходимо хранить до исполнения желаемого.

Что можно делать и чего нельзя делать в Вербное Воскресенье

В этот день делается небольшое послабление от поста. Так что можно есть на Вербное Воскресение? Кроме растительной пищи, которой верующие питались весь пост, в еду можно добавлять постное масло и любую рыбу, а также красное виноградное вино. Можно позволить себе немного этого напитка, чуть-чуть, только, чтобы поддержать силы.

Поэтому, если вы ещё не знаете, что приготовить на Вербное Воскресение, первый ответ – рыбу. Она может быть в любом виде: жаренная, отварная, маринованная, запеченная и т.д. Только стоит учитывать, что до этого вы несколько недель фактически были на строгой диете, и наедаться тяжелыми блюдами до отвала все же не стоит.

Не все знают, что можно есть на Вербное воскресение в 2018 году сладости и десерты. Только они должны быть приготовлены из разрешенных продуктов, без молока, яиц, сливочного масла. Но и оставшихся вполне хватит на вкусное без дрожжевое печенье. Также важно, не только из чего, они будут приготовлены, но и как. К примеру, наши предки пекли сладкие печенья в виде вербных почек-котиков – главного символа этого праздника. Можете и вы попробовать их изобразить. Также часто женщины запекали почки освященной вербы в небольшие хлебцы. Можете попробовать приготовить небольшие медовые коржики с такой необычной «начинкой».

Также важно не только, что едят на Вербное воскресение, но и сколько раз. Если в обычные дни поста разрешена одна трапеза, вечером, то в этот день можно себе позволить садиться за стол дважды.

Но еда – не единственное, что нужно знать об этом празднике. По правилам, день должен начинаться с похода в церковь на утреннюю службу. Обязательно принесите с собой веточки вербы. Их заранее готовят на Вербное воскресенье или покупают уже у церкви, непосредственно перед её посещением. Затем вы возвращаетесь домой, готовите праздничный стол для родных и близких, и можете начинать отмечать этот важный для всех христиан праздник.

И, разумеется, в этот день нельзя работать. Отложите все дела на понедельник или сделайте заранее, чтобы освободить Вербное Воскресенье для общения с близкими вам людьми.

Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Вербное Воскресенье, приметы праздника, обряды

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху.

На подходе к городу Христос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Ходить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи.

Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье.

В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.

На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!»

В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить».

Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева.

На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался».

Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит.

На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней.

У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Надеемся, теперь вы знаете, что делают на Вербное Воскресение и сможете провести этот праздник с пользой для души и тела, тем более, что после него начинается самая сложная Страстная неделя.

На ту же тему

Свежие записи
novogodnij-ru.ru © 2018 ·   Наверх