Князь Александр Невский: житие, дни памяти святого

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, – одно из самых светлых и любимых русским народом. Александр, сын князя Ярослава, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого, праправнук Владимира Мономаха. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна.

Александр Невский

Дни памяти Святого Благоверного князя Александра Невского

Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского несколько раз в году:

12 сентября (30 августа по ст. ст.)  День памяти перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.

6 декабря (23 ноября по ст.ст.)  День погребения во Владимире. Как известно, Александр Невский умер 14 ноября 1263 года, а похоронен был во Владимире 23 ноября того же года. По новому стилю это 6 декабря, поэтому именно в этот день празднуется торжественное погребение великого полководца.

Помимо, существует еще несколько дней памяти святого:

  • Собор Нижегородских святых (переходящая дата празднования)
  • Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых (переходящая дата празднования)
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
  • 6 июля – Собор Владимирских святых
  • 5 октября – Собор Тульских святых
  • 1 декабря – Собор святых Эстонской земли

Краткое житие Александра Невского

Житие князя Александра во многом закрывает собой его реальную жизнь, разобраться в том, каков святой был на самом деле, могут помочь агиография и агиология. Мы действительно очень мало знаем о земной жизни святого князя, в особенности о его детстве и отрочестве. А ведь именно в это время в христианине зарождается жажда святости как желание посвятить себя Богу. Естественно, поздний агиограф все напишет так, как должно быть написано о святом: был воспитан в добром наказании и с детства обучен соблюдать заповеди Господни, обладал смиренномудрием, почитал духовенство, хранил чистоту душевную и телесную…

Однако нам даже неизвестна точная дата рождения князя. Встречающиеся в историях и житиях даты — 30 мая 1219-го, 30 мая 1220-го, ноябрь 1220-го, 13 мая 1221 года не могут быть принимаемы на веру. Скорее всего будущий князь родился не ранее 1221 года и не в Переславле-Залесском, а в Новгороде, где в то время княжил его отец. Нельзя с определенностью сказать, кто был небесным покровителем князя — Александр Египетский (9 /22 июля), Александр Римлянин (13 /27 мая), или какой-то иной Александр. Даже его монашеское имя, к которому мы привыкли, Алексий, появляется в житии лишь в XVI веке, когда традиция нарекать человека при постриге с той же буквы, с которой начиналось его мирское имя, уже вполне сложилась.

Мы не знаем и вряд ли узнаем, сколько раз был женат князь. Святому подобает единобрачие, посему эти подробности его жизни явно замалчивались летописцем и агиографом. Летописи сообщают нам лишь об одном браке с полоцкой княжной. Однако Николай Карамзин в своей «История государства Российского» ссылается на предание о том, что в Успенском соборе во Владимире, согласно надписям на надгробных плитах, были погребены супруга князя по имени Александра, его дочь Евдокия и некая Васса, тоже названая его женой. Нет ничего невероятного в том, что Александр, овдовев, женился вновь. Попытка отождествить Вассу и Александру как одну и ту же дочь полоцкого князя, предпринятая в 1695 году при изготовлении в Москве помпезной раки для княжеских гробниц во Владимире, представляется достаточно неуклюжей.

Мы не можем с точностью сказать, кем именно была мать князя Александра, Феодосия-Ростиславой, дочерью галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или дочерью рязанского князя Игоря Глебовича. Известно лишь, что она скончалась 4 мая 1244 года, приняв перед смертью имя Ефросиния, и была погребена в Юрьевом монастыре близ Новгорода, подле своего сына Феодора. У Александра было не менее восьми братьев, и Феодор был среди них старшим, первенцем и любимцем отца, ему князь Ярослав передал свое христианское имя, полученное при крещении. Казалось, что Александру не оставалось ничего иного, как прожить жизнь в тени старшего брата. Совсем юные княжичи Федор и Александр вместе посылаются Ярославом на княжение в Новгород в 1228 году и вместе принимают превратности судьбы.

Великий князь Александр Невский

Начиналось самое трудное время в истории Руси, с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный судьбоносный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина – молитвенника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. В войске кроме шведов были норвежцы и финны. Войдя на кораблях в Неву, к устью Ижоры, Биргер послал в Новгород к Александру послов со словами: «Если можешь, сопротивляйся мне, а то я уже здесь, пленяю твою землю». Согласно новгородской летописи, Биргер был намерен «восприяти»  Ладогу, Новгород и всю область Новгородскую. Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоящий в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. Они двинулись на псковские земли и города, нанесли поражение псковичам, завладели Псковом и посадили там своих наместников, а затем начали грабить новгородские села. После Невской битвы на следующий год немцы вступили в новгородские владения, обложили данью ведь, выстроили крепость в Копорье на берегу Финского залива и грабили русских купцов уже в трех десятках верст от Новгорода. Немедленного отпора, однако же, немцы не получили, ибо Александр Невский, рассорившись по какой-то причине с новгородцами, ушел из их города «на низ» — в Суздальскую землю, к отцу великому князю Ярославу. Спохватившиеся новгородцы послали за ним в Переславль владыку Спиридона, и тот едва уговорил великого князя вернуть к ним сына Александра.

Вернувшийся святой князь Александр пошел с новгородским войском в новый поход и сокрушил новую крепость немцев, а из ее обитателей одних повесил, других увел в плен, третьих помиловал, отпустил, ибо – замечает автор Жития – «был милостив сверх меры».

Год спустя, зимой 1242 года, Александр Ярославич с большим войском отправился на освобождение Пскова. «И вскоре он город Псков взял и тамошних немцев перебил, а иных связал, и освободил город от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял без числа, а некоторых порубил», — рассказывает Житие Александра.

В Ливонии, куда после Пскова направился Александр Невский, один из его отрядов подвергся нападению немцев и был разбит. Немцы собрались с силами и готовились к решительному бою. «Пойдем и победим Александра и возьмем его руками», — говорили они. Святой князь Александр Невский отступил, выбирая место, и стал на Чудском озере, еще покрытом льдом. Приближавшихся немцев заметили дозорные, и князь Александр приготовил свое войско к бою. «Отец Александра, князь Ярослав, прислал к нему его младшего брата Андрея с большой дружиной; да и у самого князя Александра было множества храбрецов, как в древности у царя Давида, сильных и крепких. Эти мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо сердца их были, как сердца львов, и сказали: «О, доблестный князь наш! Ныне настало время положить нам свои головы за тебя!» А святой князь Александр, воздев руки к небу, сказал: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом непреподобным. И помоги мне, Господи, как в древности Моисею против Амалика и прадеду нашему Ярославу против окаянного Святополка!»

Рати по льду пошли навстречу друг другу, и Чудское озеро покрылось множеством ратников, тех и других. Было утро субботы пятого апреля 1242 г., и восходило солнце, когда полки сошлись и началась злая сеча: «Затрещали ломающиеся копья, раздались звуки ударов меча, и замерзшее озеро как будто двинулось, и не стало видно льда, ибо он покрылся кровью». Очевидец рассказывал автору Жития, что видел в воздухе ангельский полк Божий, пришедший на помощь святому князю Александру. И стал побеждать противников князь Александр Невский, и те подставили ему свои плечи, и княжеские воины секли их, догоняя, словно по воздуху, и не было места, куда от них убежать».

Прославил тут Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: «Возьмем Александра руками», Бог отдал ему в руки его, и так и не довелось тому оказаться противником его в брани. И возвратился Александр с боя со славной победой, а его воины вели около своих коней во множество босыми тех, кто называет себя Божьими рыцарями».

Летопись сообщает, что немцев было убито много и что в том же году они прислали к Александру посольство с поклоном: «Что мы захватили мечом, от того отступаемся». Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя святого Александра прославилось по всей Святой Руси. Князя-победителя встречали игумены, священники и весь народ с крестами, воздавая песней хвалу Богу и славу князю Александру: «Ты, Господи, помогший кроткому Давиду и верному князю нашему победить иноплеменников, оружием крестным освободил русскую землю от иноязычников рукою Александровою».

Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжил крепить святой Александр Невский. Обещая свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи.

В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. умер хан Батый. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созрело и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник, уже очень больной, «велми нездравия», постригся в монахи, следом принял и большой монашеский чин – схиму и ночью предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл сказал тогда: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли Суздальской!» Священники, дьяконы, черноризцы и прочие люди, нищие и богатые, говорили: «Уже погибаем!» Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

Александр Невский в схиме Алексий Митрополит, князья, бояре и весь народ от мала до велика встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Народ теснился, стараясь прикоснуться к одру, на котором лежало его чтимое тело. Стояли вопль и крик, все тужили, как никогда прежде, так что и земля сотряслась. И положено было тело его в монастыре Рождества святой Богородицы, в великой архимандритьи, 23 ноября, в день памяти святого отца Амфилохия.

Произошло тогда удивительное и достойное памяти чудо, завершает автор Жития Александра Невского свой рассказ: «Когда святое тело его уже было положено в раку, тогда эконом Севастьян и митрополит Кирилл захотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. А он, будто живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. И их охватил ужас, и они едва сумели отступить от его раки. Об этом все слышали от господина митрополита Кирилла и от его эконома Севастьяна. Кто не подивится этому, ибо тело было бездушным и везено было из дальнего города в зимнее время. Так вот прославил Бог угодника своего». А новгородский летописец сопроводил сообщение о смерти Александра Невского следующей своей молитвой: «Дай ему, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущий век, — ибо потрудился он за Новгород и за всю Русьскую землю».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по ведению, пред Куликовской битвой в 1380 г.

Святой Благоверный князь Александр Невский

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершил молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирской Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Святость – это понятие, не имеющее временных границ, простирающееся в вечность, если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно.

Александр Невский – это совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России.

За каждой Литургией в православных церквях молятся о воинстве нашей страны, понимая, сколь тяжкая ответственность лежит на людях, с оружием в руках стоящих на страже безопасности Отечества. И обязательно произносится молитва святому благоверному Александру Невскому.

Его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем Александр Невский стал святым.

Александр Невский, благоверный князь – защитник от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных, избавление от междоусобной брани, о помощи воинам в служении нашему Отечеству, у каждого человека, который искренне, с глубокой верой призывал в молитвах святого князя, в жизни было свое маленькое чудо.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно наны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно
проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком
благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На ту же тему
Свежие записи
Новогодний © 2018 ·   Наверх