Иван Купала: история и народные традиции праздника

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной культуры. Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

В настоящее время исконно русские праздники постепенно уходят в небытие. Забывается обрядовая культура, а вместе с ней и вехи нашей истории. А ведь прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Заинтересовавшись этой проблемой, редакция сайта novogodnij-ru.ru решила поближе познакомиться с одним из интереснейших праздников. В народе его просто называют Иваном Купалой.

История славянская праздника Иван купала на сайте: novogodnij-ru.ru

История и традиции праздника Иван Купала

Происхождение праздника Ивана Купалы

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

7 июля (24 июня по старому стилю) православная церковь отмечает Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Народ же говорит об этом библейском персонаже как об Иване-колдовнике, Иване–травнике, Иване Купала. Похоже,что христианский праздник заменил собой более ранний – языческий, широко отмечавшийся всем народом.

У наших предков совершалось большое празднество в честь Ивана Купалы, как бы в воспоминание неугасимого огня. Остатки этого древнего обычая доныне соблюдаются у простого народа по всей России. В юго-западной России он называется Иваном, а в северо-восточной, перед днем мученицы Агриппины (23 июня), – Аграфены купальницы.

Почти во всей Европе празднуется Иван Купала, и он совпадает с летним солнцестоянием. В средней Германии это время называется переходом солнца, Ивановым днем, Ивановым огнем, в Саксонии поворотом солнца, в Дании и Англии –полулетнею ночью и праздник св. Ивана, в Италии – Сабатина. В Силезии, Богемии и Польше – соботки и собутки.

Откуда же перешел Иван Купала в Россию?

На это нельзя отвечать утвердительно, но можно сказать, что это празднование восточных народов, измененное веками в разные названия и обряды. Нам известно, что еще с VII в. по Рождество Христово строго воспрещалось раскладывать огни, скакать через них и отправлять разные забавы, которые совершались всякий раз при нарождении нового месяца или в честь какого-либо божества.

Но в России никогда не было бога Купала, хотя некоторые считают его богом земных плодов. Может быть, слово Купала имеет общие корни с глаголом купаться, потому что в это время как раз начинался купальный сезон (считалось, что до этого дня вода еще холодная)…

Название этого праздника может также происходить от печальной славянской повести о двух влюбленных: Купале и Костроме. Не зная о своем родстве, они полюбили друг друга, когда же все прояснилось, влюбленные не смогли более жить с таким позором. Купала сгорел на костре, а Кострома бросилась в воду.

Боги не смогли даровать им вновь человеческий облик и превратили брата и сестру в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.

Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы — Марией.

Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да, и символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.

История и традиции Ивана Купала на сайте: novogodnij-ru.ru

Традиции и обычаи празднования Ивана Купала

Традиции и обычаи праздника Иван Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра.

  • Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь.
  • Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку.
  • По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.).
  • Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Купальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти.
  • Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.
  • В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.
  • Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.
  • Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы.

Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.

Сбор целебных трав

Считалось, что именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу. Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая.

Традиции праздника Иван Купала на сайте: novogodnij-ru.ru

Травы на Ивана Купала — волшебные и магические растения

Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник.

Легенда о волшебном цветке

По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь. Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаенным растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутемных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этого растения, загадка его размножения при отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет — значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них — скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал — папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

История и традиции празднования Ивана Купала на сайте: novogodnij-ru.ru

Волшебный папоротник, цветущий в ночь с 6 на 7 июля

Согласно одной из легенд, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум -венерин волос.

В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами.

Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть.

Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем, перед ним раскроется земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Обряды, традиции и обычаи праздника Иван Купала на сайте: novogodnij-ru.ru

Иван Купала: обряды и обычаи праздника

Народные поверья на Иван Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.

В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Приметы на Ивана Купала — погода

  • Обильная роса утром этого дня предвещала хорошие урожаи орехов и огурцов.
  • Россыпи звезд на ясном чистом небе в иванову ночь обещали урожайную грибную пору.
  • Радуга: увидеть ее в этом день считалось большим счастьем для человека.
  • Приметы в день Ивана Купала и погода были тесно взаимосвязаны. Наши предки считали, что после появления на небе радуги предстояло ожидать погодные изменения: она предвещала начало затяжных дождей.
  • Считалось, что с этого дня лето набирает свою силу, а лесная и водяная нечисть прячется и не появляется до Ильина дня (2 августа). Именно этот период считался самым благоприятным и безопасным для купания в водоемах.
  • Если днем небо было ясным и солнце «играло» лучами, наступление осени в этот год должно было быть поздним.
  • Дождливый Иванов день предвещал еще целую неделю дождей и плохой урожай хлеба.
  • Примечали: если к этому дню не заколосится рожь, то и хорошего урожая ржи не будет.
  • Этот день определял не только урожай зерновых. В купальский праздник было принято сеять репу – опоздание даже на один-два дня не обещало много репки.

Гадания на Ивана Купалу

Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или Ивана-да-Марьи. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду. Каждый внимательно следит за своим венком:

  • если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;
  • если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;
  • если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;
  • если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.

В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству.

Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.

Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.

Поговорки

  • «Иван Купала — обливай, кого попало»
  • «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке»
  • «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься»
  • «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»
  • «На Ивана Купала появляются светляки»
  • «Первый покос. Выходи на косовицу»
Повесть о богине Костроме и ее брате Купале на сайте: novogodnij-ru.ru

Повесть о богине Костроме и ее брате Купале

Повесть о богине Костроме и ее брате Купале

История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу.

Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра-реке прилетела птица смерти — Сирин. Она пела чудесные песни.

Но кто слушал ее — тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко — послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба разлучила брата и сестру.

Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей.

И однажды Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться.

Купала и не возражал — очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре!

Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку — Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой.

Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.

На ту же тему

Свежие записи
novogodnij-ru.ru © 2018 ·   Наверх