7 апреля – Благовещение: народные приметы, обряды, обычаи

Великий двунадесятый Богородичный праздник православной церкви (Благовещение Пресвятой Богородицы) приходится на 25 марта/7 апреля и является третьим по значимости праздником после Пасхи и Рождества.

Источник: novogodnij-ru.ru

Благовещение: приметы, обряды, обычаи

Благовещение в народной традиции

В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять.

«Сон» земли в период от Воздвижения до Благовещения понимается иногда и как состояние «беременности» земли, когда в ней скрыто пребывает то, что в определенный момент, при ее «пробуждении», выходит наружу.

К тому, что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение, относят гадов, насекомых, корни растений и пр., а также дождевую влагу, поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия» чревато летней засухой.

Завершение периода «сна» земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение, открытие, отмыкание, возрождение» и подобное, сопряженное по времени с ее благословением Богом. Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи, лягушки, насекомые, пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу. «Открытие» земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев.

У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны, называемой «ирий» или «вырий».

В Белоруссии в этот день дети встречали аистов. Матери пекли им лепешки в виде лапы аиста, дети выносили лепешки во двор, подбрасывали и кликали аиста («бусла»): «Бусел, бусел, дай мне жита копу!».

В России на Благовещение выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу Божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.

Иногда одновременно с пением жгли костры — таким способом «палили зиму» или «грели весну». Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду.

Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь.

К Благовещению приурочены магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год.

У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки.

Наши мудрые предки верили, что земля спит под снегом, улетают в Ирий души предков, вся нечисть спит под снегом и нельзя рушить землю, пока все не проснуться, нельзя нарушать этот закон ибо до дня пробуждения земли нельзя её беспокоить. 1 апреля просыпается домовой, а следом за ним и леший. Было принято отмечать этот день подношениями своему помощнику – молоко, пирожки, сладости, каша.

А вслед за духами просыпается и земля. Говорят день Благовещенья всегда был особым, днём, когда может многое проститься, днем, когда нужно было всё начинать заново ибо природа просыпалась молодой и обновленной, снова вертелось вечное колесо жизни с самого начала.

Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Благовещение: традиции, обряды и обычаи

Обряды и обычаи праздника Благовещенья

В бытующих легендах и поверьях, можно встретить, с одной стороны, усеченный вариант событий, описанных в Евангелие от Луки. С другой стороны, легенды и поверья связаны с животным миром, в частности с птицами и насекомыми.

Самой популярной из них является легенда, повествующая о божьем наказании кукушки (одиночество) за то, что та, вопреки божьему запрету, свила гнездо на Благовещенье. Запрет вить гнездо распространяется не только на кукушку, но также на ворона и на птиц в целом.

В качестве основного мотива праздника можно указать пробуждение (раскрытие) земли с последующим появлением пресмыкающихся и насекомых.

Мнение крестьян о том, что на Благовещенье земля пробуждается после зимнего сна, открывая пути гадам и насекомым, породило большинство очистительных и апотропейных обрядов, совершаемых в этот день.

Так, в Кирсановском и Инжавинском районах считалось обязательным в Благовещенье спускаться в погреб и обмахивать его веником, чтобы лягушки и мыши не (за)водились. С этой же целью принято было окуривать углы дома, оберегая и очищая его от пауков.

В качестве оберега в очистительных и апотропейных обрядах активно использовались атрибуты праздника, например, благовещенские свечи, благовещенские просвиры, а также средства и предметы, которые имели косвенное отношение (как правило, это предметы быта), но наделенные магическими свойствами, поскольку были собраны в этот день.

Среди них: благовещенский назол, благовещенская соль, благовещенский платочек и т.п. Благовещенский назол представлял собой золу, выметенную из печи в вечернее время праздника и аккуратно собранную в тряпочный мешочек. Использовать его надлежало при посеве рассады. Особенно эффективным действием он обладал для капусты и картофеля, на всходы которых и посыпали назол.

Необычное применение назола зафиксировано нами в Сосновском и Рассказовском районах. Жители этих мест посыпали благовещенским назолом снег, чтобы тепло было.

Отношение к Благовещенью как к некой временной границе между теплом и холодом находит яркое отражение в примете о половодье – одном из первых визуальных признаков весны.

Благовещенскую соль получали идентичным чисточетверговой соли способом: небольшое количество соли пережигали в печке, а затем добавляли в сало при солке или использовали в народной медицине.

Атрибуты праздника – благовещенская свеча и просфора – расширяют спектр магического воздействия, вводя новую для праздника метеорологическую, поминальную, скотоводческую и усиливая присутствующую сельскохозяйственную тематику. В центре этих тем оказываются концепты «счастье», «доля», «грех» – показатели переломного, пограничного времени в календаре.

Применение благовещенской свечи тесно связано с природными явлениями и осадками. Свечи, изготовленные и освященные в церкви во время праздничной службы, хранят в доме в качестве оберега от пожаров (возникающих в результате попадания молнии в дом или надворные постройки), бурь и ураганов.

Чтобы остановить разыгравшуюся стихию, следовало зажечь в доме свечу и, перекрестившись, просить Бога о помощи.

К этому же средству прибегали, желая защититься от пожара. Благовещенской свече приписывалась не только способность защищать дом от возникновения пожара, но и регулировать его направление, распространение.

Способность предопределять, влиять на пожары приписывали не только благовещенским свечам. Так, для жителей областей на Благовещенье маркируется погода дня: солнечная или пасмурная. Яркий, солнечный день (солнце ярко всходит) предвещал неблагоприятное (то есть сухое, неурожайное) лето, с частыми пожарами; в то время как тỳчменный (ненастный) день сулил хорошее лето и достаток.

Некоторую семантическую оппозицию упомянутому предсказанию составляет обряд смотреть, как солнце играет. В отличие от Пасхи, когда этот обряд был распространен повсеместно, в Благовещенье он актуален лишь для некоторых районов (Петр., Сосн., Ржакс. районы), однако с сохранением позитивного эффекта: чем ярче играет солнце, тем благоприятнее будет лето и богаче урожай.

Особым признанием в народе пользовалась благовещенская просфора. Выпекание просфор осуществлялось как при церкви (приходской просвирне), так и в домашних условиях. Как сообщают в одном из донесений середины XIX века тамбовские священнослужители, в селе Гавриловка (ныне – районный центр Гавриловского района) существовал обычай сбора муки для приготовления совместной «благовещенской просвиры», которая употреблялась в первый выход на пашню в магии сева.

Обычай этот можно отнести к одному из ряда «двоеверий» или суеверий в народном христианстве. Вот как его описывают очевидцы: «У крестьян села Гавриловки был еще один обычай дня за два до Благовещения пресвятой Богородицы. Приходская просвирня собирает с прихожан ржаную муку, печет из оной просфоры, и на праздник Благовещенья после литургии подбрасывает их к народу, который с величайшей давкою оныя подхватывает. Принесши просфору в дом, с большим благоговением соблюдает ее всякий до времени сева».

С середины ХХ века просфору принято было покупать, но ее по-прежнему берегли, сушили и хранили до первого сева. Во втором случае хозяйка выпекала хлебные изделия по количеству членов семьи, затем сбрызгивала их святой водой и:

  • а) относила на кладбище поминать усопших;
  • б) сушила и хранила до первого сева (повсеместно);
  • в) разрезала ее по количеству членов семьи и каждый из них съедал свой кусочек за общим столом;
  • г) запекала монетку (вар.: изюм, перо, зерно), чтобы определить, кто из членов семьи в этом году будет счастливым.

Независимо от места приготовления просфору использовали, прежде всего, в сельскохозяйственных целях, обеспечивая богатство урожая, надежную защиту посевов от сглаза, болезней, насекомых. С этой целью ее закапывали в четырех углах своего огорода или брали с собой в поле и закапывали только верхушку, на которой изображался крест. Счастливый пятак из просфоры (или ее саму) помещали в севалку рядом с зерном и, помолившись, начинали сев.

Необычное применение благовещенской просфоры в магии сева приводится священнослужителями Гавриловского района в донесении: «Отправляясь в поле засевать хлеб, берет с собой просфору; впрягши лошадь в соху, просфору навязывает на кнут, ударяет ею лошадь до трех раз… с молитвою съедает просфору и начинает пахать свою ниву».

Привычка к подобному употреблению просфоры не могла не вызвать недовольство духовенства прихода, о чем и сообщается ниже: «Мы, приходские священники, узнав о сем действии крестьян, запретили просвирне сбор муки и приготовление просфор, почему ныне сей обычай более не существует».

Вера в столь чудодейственную силу просфоры объяснялась крестьянами божественной благодатью, которую унаследовала просфора, являясь непосредственной участницей праздника.

Несколько обособленно от перечисленных обрядов стоит обряд, распространенный лишь в селах Инжавинского района и связанный с ритуальным кормлением домашней птицы на Благовещенье. Цель такого кормления заключается в том, чтобы птица не покидала двор своих хозяев.

Благовещенье: традиции, приметы, запреты

Продолжение птичьей темы мы находим и в предсказаниях, связанных с благовещенской ночью. Так, звездное небо под Благовещенье сулило удачный, ноский сезон для кур.

Благовещенские запреты, продолжая традицию праздничных ограничений, сохраняют в качестве основного запрет на любые виды работы, а также акцентируют ряд специфических, характерных именно для этого дня.

Среди них повсеместно известен запрет на расчесывание волос и плетение кос женщинами (девушками). Отличительной чертой запрета является наличие второй части (то есть нового запрета), которая образует дубль (птица гнезда не вьет), и тем самым нарушает привычную конструкцию: запрет-наказание (если…, то…). Запрет любопытен еще и тем, что ориентирован на соблюдение (выполнение) животными, в частности птицами (ворон, кукушка и др.) и имеет примеры наказания: «За то кукушка без гнезда, что в Благовещенье его завила».

Ряд запретов носит специфический (профессиональный, сезонный или ареальный) характер. Домашние виды работ лимитированы лишь продолжительностью праздничного дня, в то время как для сельскохозяйственного цикла сам праздник и день недели, на который приходится Благовещенье, становится неблагоприятным в течение всего года.

Приходясь на время поста, Благовещенье включает в свой перечень запретов и ограничение на питание. Употреблять скоромную пищу повсеместно считалось большим грехом. Однако праздничное время все же допускало некоторое послабление, вводя в рацион жителей области рыбу.

Ограничение на зажигание в доме огней соблюдается пчеловодами, чтобы водились пчелы.

В Уметском районе не зажигают огни из-за страха перед пожарами. Запрет на зажигание огней, вероятнее всего, восходит к народным представлениям о солнце (как о предвестнике пожаров) и о роли его на Благовещенье.

Прямо противоположное значение приобретал запрет тушить свет для женщин, желающих получить хороший урожай льна в Кирсановском уезде в XIX веке: «под БлаговΟщенiе, огней въ избахъ всю ночь не тушатъ: лучше уродится ленъ, иначе молнiя все повыжжетъ».

Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Гадания на Благовещение

Гадания на Благовещение

В Благовещение Пресвятой Богородицы можно гадать на будущее, какой будет год. В основном гадали по птицам. Так как птицы — символ праздника.

Как гадать на будущее в Благовещение по птицам?

Выйдя на улицу, нужно обратить внимание на птиц, каких больше.

  1. Голуби предвестники радости;
  2. Ласточки и воробьи в большом количестве к спокойствию, уравновешенному течению жизни;
  3. Много сорок предвещают перемены в жизни;
  4. Вороны сулят печаль;
  5. Трясогузки хлопоты;
  6. Встретить мертвую птицу к проблемам с деньгами;
  7. Также считалось, что голубь или синица, прилетевшие к окну в Благовещенское утро, означают успех в делах любовных, примирение после ссоры.
  8. Если прилетел воробей, нужно проявить осторожность – могут настигнуть неудачи.

Как загадать желание в Благовест на ветку дерева?

В день праздника нужно перед сном задумать желание на ветку любого дерева. Она должна быть прочной, но тонкой. Ее кладут под подушку, а утром смотрят на нее. Сломанная ветка означает, что желание исполнится, целая – нет. Стараться сломать ветку намеренно не стоит – это не принесет исполнения задуманного.

Как приворожить любимого?

На Благовещение девушки готовили приворотную воду для любимого. Идя в церковь, нужно взять с собой воду либо вино, фотографию любимого человека, красные свечи в количестве 2-х штук. Чем дольше девушка находится в церкви, тем более энергии возьмут эти атрибуты.

По возвращению домой воду выливают в тарелку или чашу (желательно стеклянную), зажигают свечи. Нужно сосредоточить свое внимание и воображение на человеке, которого хотят приворожить, представляя его вместе с собой счастливым и радостным.

Затем на воду нужно произнести какой-либо заговор для приворота. Повторить его нужно 12 раз. Приворотную воду добавляют в напитки и блюда, которые пьет и кушает человек, которого привораживают. Этот обряд не относится к черной магии, это белая сагия.

Гадание, какое будет лето и урожай?

Кусок ткани смачивают, вывешивают на ночь на улице. Если к утру она высыхает, урожай будет богатым, а лето теплым и солнечным. Замерзшая ткань означает скудный урожай и прохладное лето.

На Благовещение люди всегда обращали внимание на погоду, чтобы выяснить, каким будет остаток весны, лето, каков будет урожай.

  • Ясное солнце предвещало грозы летом. А вот гроза в Благовест говорила о том, что лето будет теплым, солнечным.
  • Пасмурная погода в Благовещение сулила скудный урожай.
  • Дождливая погода в праздник – вестник хорошего рыбного улова в течение всего предстоящего года.
  • Выпавший на Благовещение снег долго не растает – до начала мая.
  • Если на Благовест тепло, будут заморозки.
  • Все традиции и обряды в праздник Благовещения можно совершать только людям, которые верят в Бога, исполняют Его Завет.
Источник статьи: novogodnij-ru.ru

Народные приметы на Благовещение

Народные приметы на Благовещение

  • Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год. Существуют стародавние приметы, связанные с этим днем:
  • Делать в этот день ничего нельзя, сказано «Птица гнезда не вьет».
  • Нельзя расчесываться (по возможности) – волосы выпадать будут.
  • Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят (готовить нельзя).
  • В какой день Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.
  • Коли на Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егория (6 мая) в поле.
  • Если на Благовещенье ночь теплая — весна ранняя и дружная.
  • Нужно что-то украсть – для счастья (если работаете в офисе возьмите домой ручку или карандаш и используйте по назначению).
  • На суровую пряжу не глядят (шить и резать ножницами нельзя).
  • В Благовещенье никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты.
  • Просфора с Благовещенья считается целительной, а если раскрошить и смешать с семенами – к хорошему урожаю.
  • Надо сжечь соль для счастья и здоровья и использовать ее по назначению.
  • Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
  • Если на Благовещенье ветер, иней и туман — к урожайному лету; если дождь — родится рожь, будет грибное лето; если мороз — урожай на грузди; если гроза — к теплому лету, урожаю орехов; если хорошая погода — к пожарам, грозному лету.
  • Благовещенье без ласточек — холодная весна.

Обряды, приходящиеся на праздничный день, имеют по сути своей очистительный или охранительный характер и призваны воздействовать как на сам день, так и с перспективой на время (например, первого сева). Праздничные реалии (благовещенские свечи, просфора), наделенные в народном сознании божественной благодатью, активно применяются в метеорологии, сельском хозяйстве.

©novogodnij-ru.ru

На ту же тему

Свежие записи
novogodnij-ru.ru © 2018 ·   Наверх